В древнем мире способность цвета воздействовать на человеческие чувства считалась магической. Каждая культура имела собственную символику цветов, связанную с ритуалами и традициями. Думаю, было бы интересно связать древний "язык цветов" и современные принципы создания живых композиций.
Теплые тона - красный, оранжевый, желтый - создают атмосферу пылкости, страстности, побуждают к действию, холодные - голубой, фиолетовый, белый, серебристый - умиротворяют и успокаивают. Из всех природных цветов - зеленый, безусловно, самый распространенный и универсальный. Этот цвет-символ плодородия, роста, юности и благих начинаний. В Древнем Египте зеленый цвет принадлежал Озирису, в Греции - Афродите, в Риме - Венере. Он ассоциировался с водной стихией и был символом любой. Зеленый успокаивает и расслабляет, снимает напряжение.
Зеленый ковер газона - великолепное обрамление для цветников. Доказывать это нет нужды, достаточно представить два букета из живых цветов - с зелеными листьями и без. Даже самые красочные цветы, лишенные зеленого обрамления, потускнеют, буду F смотреться не так живо. В свою очередь большая площадь газона обязательно должна быть уравновешена яркими элементами, дабы избежать скуки и монотонности.
Только от вашего вкуса зависит, какую палитру цветов вы изберете. Ведь у каждого из нас есть свои ассоциации и предпочтения, связанные с тем или иным цветом. Вы можете, например, устроить монохромный цветник. Однако при этом надо помнить, что большие цветовые пятна, допустим, белого часто вызывают ощущение дисгармонии. Пожалуй, лучше выбрать доминирующую окраску, оживив ее контрастными вкраплениями. Например, вкрапления красного в белый придадут композиции динамику. Гармонично воспринимаются и трехцветные сочетания, такие как красный - желтый - синий или оранжевый - зеленый - фиолетовый.
Отсутствие промежуточных тонов создает сильный контраст, в результате возникают интенсивные, колоритные композиции. Использование на небольшой площади газона более трех цветов, как правило, дисгармонично. Композиция будет выглядеть гораздо привлекательнее, если вы остановите свой выбор на двух любимых цветах и с помощью нейтральных тонов создадите постепенный переход от одного к другому.
Живой и интенсивный красный цвет - это олицетворение огня. Во многих культурах он означает силу и энергию. В индуизме красный принадлежит богине удачи Лакшми, ассоциируется с женственностью и красотой. В Фен Шуи красный - символ жизненного пути и удачной карьеры.
Оранжевый цвет имеет много общего с красным - он также связан с огнем, плодородием, любовью и, кроме того, ассоциируется с осуществлением надежд, создает психологический комфорт, апеллирует к положительным эмоциям.
Желтый - цвет солнца. Символизируя радость, он в то же время способствует концентрации. Преобладая в красках осени, желтый цвет во многих древних культурах олицетворял цикличность природы.
Использовать в саду эти интенсивные цвета надо осторожно: например, красный цвет у некоторых излишне впечатлительных людей повышает кровяное давление. Кроме того, яркие цвета лучше смотрятся на больших садовых участках, где их смягчает зелень газонов. Размещать такие цветовые пятна следует около мест активного отдыха, например, вблизи бассейна или барбекю.
Использование их идеально в садах романтического стиля.
Голубой - цвет небес и воды. В античные времена голубой был цветом греческих богов Зевса и Геры, римской Юноны, индуистского Вишну. Голубой - самый медитативный цвет, цвет внутреннего созерцания и бесконечности.
Розовый - по своей природе мягок и женственен. Кто-то из известных писателей сказал о нем, что это красный цвет, но без острых углов. В саду розовому цвету отводят роль бальзама для расстроенных нервов и чувств.
Белый цвет в западной культуре ассоциируется с чистотой и невинностью, в Японии - с мудростью. Жрецы-друиды носили белые одежды. В Ирландии и Бретони понятия "белый" и "святой" до сих пор обозначают одним словом.
Доминируя в саду, холодные цвета создают атмосферу, располагающую к покою и отдыху. Они идеальны для обрамления беседок и водоемов. Кроме того, холодные тона как бы расширяют пространство и потому лучше всего смотрятся на небольших участках.
Хороший дизайнерский прием - размещение однотонных цветников по всему саду: один и тот же цвет, повторяясь, свяжет композицию сада воедино и зрительно увеличит его.
Радовать глаз па газоне могут не только красивые, яркие растения, но и различные сочетания природных и искусственных материалов. Например, использован не дорожных покрытий приглушенных оттенков (серого и коричневого) уравновешивает другие цвета и оттеняет границы газонов. В то же время более яркие дорожки способны раздробить пространство, вызвать ощущение дискомфорта. Эффектно смотрится на газоне декоративная керамика: теплый красно-охристый цвет хорошо сочетается с ярко-зеленым фоном травы. Но стоит хорошенько подумать, прежде чем высаживать в эти керамические формы цветы. Многие из них выглядят в таких вазах мелковато и сиротливо. Использование однолетников в керамических чашах и вазах уместно только в небольших пространствах - в патио и на балконах. Керамические садовые формы размещают на газоне так, чтобы их можно было осмотреть с разных сторон.
Активный акцент в пейзажной композиции могут создать камни. Поэтому к их выбору следует подходить крайне осмотрительно. Достаточно вспомнить, какое значение придают камням в саду японцы. Религия синтоизма почитает души предков, после смерти переселившихся в камни и скалы. Во многих мировых культурах, будь то американские индейцы или античные греки, камень служил олицетворением Матери-при роды. Не следует украшать газон камнями, случайно собранными вдоль проселочной дороги. У этого элемента ландшафта слишком велика эстетическая и смысловая нагрузка, чтобы относиться к нему столь легкомысленно. Тем более что в саду на газоне хорошо смотрятся только камни крупные, с красивыми сколами, которые вы вряд ли дотащите до дома самостоятельно.
Смысл нашего экскурса в древние миры прост: украшая свой сад, делайте это обдуманно, избегайте случайных деталей (мол, подарили вазу, поставлю-ка ее поддерево). Пусть этих деталей будет меньше, но сомнений в их художественных достоинствах возникать не должно.