Уральские ученые обеспокоены агрессивной маркетинговой политикой мировых торговых сетей, через которые зачастую идет сбыт импортных продуктов питания, в которых отсутствуют биологически полезные свойства. Например, мясо глубокой заморозки двадцатилетней давности производства Аргентины, Бразилии, Китая, Монголии и др. стран, молоко порошковое или из сои с наличием генетически модифицированных компонентов, колбасы с белковыми стабилизаторами. Это не только отражается на здоровье населения, но и подрывает экономическую стабильность отечественного АПК, ориентированного на производство биологически полезных продуктов питания.
Участники:
Борис ВОРОНИН, Проректор по научной работе и инновациям Уральской сельскохозяйственной академии
Михаил КАРПУХИН, Заведующий кафедрой овощеводства и плодоводства Уральской государственной сельскохозяйственной академи
Ирина ЛЕБЕДЕВА, Зав. кафедрой птицеводства и мелкого животноводства УрГСХА
Борис Воронин:
Проблема конкурентоспособности российских сельскохозяйственной продукции в настоящее время является одной их ключевых для сельскохозяйственных товаропроизводителей. К сожалению, сейчас наша продукция значительно отстает от зарубежных аналогов по большинству показателей. Большое развитие сейчас получили зарубежные торговые сети, предлагающие более дешевые продовольственные товары. Однако не всегда эта продукция высокого качества. Так, мы получаем мясо 20-летней глубокой заморозки из Аргентины, Бразилии, Китая, Монголии и др. стран. Данные продукты не обладают полезными свойствами.
Если не уделять должного внимания этой ситуации, зарубежные торговые сети вытеснят с рынка отечественных производителей. Чтобы этого не произошло, необходимо не только повышать качество отечественных продуктов питания, но и повышать конкурентоспособность российских производителей. В основу производства должна быть положена биологическая полноценность продукта.
Российские товаропроизводители должны учиться взаимодействовать с мировыми торговыми сетями, изучив международные правила торговли. На сегодняшний день не все местные товаропроизводители выдерживают условий сотрудничества. Кроме того, среди населения необходимо формировать психологию здорового питания.
Михаил Карпухин:
В последнее время стало бытовать мнение, что в Уральском регионе невыгодно выращивать овощные и плодовые культуры, а выгоднее завозить их из других стран. Однако продукция, выращенная в северных регионах, в том числе, на Урале, содержит гораздо больше витаминов, и более полезна для жителей, проживающих в данных регионах. Западные сорта, завозимые в Россию, характеризуются низким содержанием витаминов. Например, проводилось исследование 176 сортов яблок западной селекции, и в целом содержание витамина С составило 5,38. В местных же 30 сортах содержание витамина С составляет 22,4. В южных регионах хорошо растут не только овощи и фрукты, но и активно развиваются вредители и болезни. В нашем регионе наоборот - вредителей гораздо меньше. На Свердловской селекционной станции выведены сорта, которые иммунны даже парше. На Среднем Урале в плодовых культурах интенсивнее накапливаются полезные вещества, чему способствуют климатические условия. На Урале разработаны уникальные технологии получения высоких урожаев овощных и плодовых культур, и это позволит обеспечить население высоковитаминной, полезной продукцией.
Ирина Лебедева:
Животноводческая продукция также должна приносить пользу, т.е. быть биологически полноценной. Сейчас в большинстве продуктов нарушено соотношение основных питательных веществ. Потребляя такие продукты, люди начинают болеть различными заболеваниями. По данным Министерства здравоохранения РФ и социологических служб было выявлено, что у 60% людей, умерших от различных заболеваний, причиной возникновения заболевания стало качество питания. Очень высок процент возникновения заболеваний среди детей младшего возраста, т.к. употребление продуктов низкого качества приводит к формированию неправильного обмена веществ.
Наши ученые готовы решать проблемы, связанные с разработками новых моделей, технологий содержания и кормления животных. В настоящее время данные модели уже внедряются на птицефабриках и животноводческих предприятиях Свердловской области.
Государство должно гарантировать качество продукции, ввозимой на территорию страны. Должны существовать лабораторные центры, в которых специалисты определяли бы биологическую полноценность продуктов.
Какие меры необходимо принимать для защиты российского производителя и потребителя сельскохозяйственной продукции?
Борис Воронин:
Конкурентоспособность сельскохозяйственной организации или предприятия определяется уровнем экономически эффективного аграрного производства, его производственно-техническим и технологическим потенциалом, и, конечно же, качеством и конкурентоспособностью производимой сельскохозяйственной продукции.
Чтобы решить вышеперечисленные задачи, российским сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо заменить устаревшую сельскохозяйственную технику на современные высокотехнологические образцы как отечественного, так и зарубежного производства. Требуется внедрение новейших научных достижений в растениеводство и животноводство, эффективных ресурсосберегающих технологий в российское аграрное производство.
Необходимо принятие новой редакции закона о качестве и безопасности пищевых продуктов, который предусматривал бы целую систему мер. Кроме того, должна быть разработана система общественной сертификации, а также меры экономического стимулирования и воздействия за невыполнение требований.
В каком объеме поступает на рынок Свердловской области мясо 20-летней заморозки?
Борис Воронин:
В Свердловской области производится около 120 тыс. тонн мяса, из них 80 тыс. тонн - мясо птицы.
За последние годы в Свердловскую область проходит около 100 тыс. тонн мяса глубокой заморозки. Это мясо пропускает Роспотребнадзор, но оно не обладает полезными свойствами для организма. Кроме того, на екатеринбургские рынки поставляется порошковое и соевое молоко с наличием генетически модифицированных компонентов, а также колбасы с белковыми стабилизаторами.
Мы предлагаем проводить
добровольную сертификацию продукции, ввести, например, штамп качества «Уральский продукт».