Строительство

Малые архитектурные формы - Устройство спортивных площадок, теннисных кортов, Разработка детских игровых комплексов, Декоративные беседки, перголы, трельяжи, мостики, садовая скульптура
Новости
Теория садоводства
Основы ландшафтного дизайна
Сады камней
Посадка деревьев и кустарников, живые изгороди
Газоны - устройство газонов
Водоемы (водные сады)
Система освещения и подсветки
Цветоводство
Дорожки и площадки
Разное


Малые архитектурные формы - Беседка
Беседка
Малые архитектурные формы - Пергола
Пергола

28.03.2007 - Отец облепихи. Как на Алтае появились первые сады


До второй половины XX века большинство сибиряков не пробовали ничего крупнее ранеток и дичек. По-настоящему сибирским фруктом яблоки сделал только Михаил Лисавенко.


В начале 30-х годов прошлого века он приехал на Алтай, вывел десятки новых сортов плодово-ягодных культур, сделал облепиху “культурной” и создал крупнейший институт садоводства за Уралом.

О том, как развивалось садоводство на Алтае, вспоминает один из последних учеников Михаила Афанасьевича Станислав Хабаров, руководивший в 90-х годах НИИ садоводства Сибири им. Лисавенко
Встреча с Мичуриным

- Когда начиналось мичуринское движение, редактор “Крестьянской газеты” в 1933 году пригласил в Москву заинтересованных людей. Среди них оказался Лисавенко, который в это время работал в Ачинске. И там он сделал доклад о своих опытах по селекции. Редактор его заприметил и сказал: “Вам бы желательно съездить в город Козлов, к Мичурину”.

Тогда 34-летний Михаил Лисавенко приехал к 70-летнему патриарху садоводства Ивану Мичурину, который дал ему наставление: “На востоке совершенно отсутствуют сады. Михаил Афанасьевич, поезжай-ка ты на Алтай. Это очень богатый край на самом юге Западной Сибири”.

Сохранилась фотография, на которой Мичурин написал: “Одному из талантливейших селекционеров современности Михаилу Афанасьевичу Лисавенко”. И напутствие: “Иди напролом и умей постоять за свое дело. И тогда ты победишь”.

В том же 1933 году Лисавенко приехал в Горный Алтай и создал опорный пункт института им. Мичурина в Татанаковском логу. Ему выделили 4000 рублей на развитие дела. Вначале он был и сторожем, и конюхом, и бухгалтером, и садоводом. Первое лето Лисавенко жил по сути один. Во второе появились два помощника. Настоящий коллектив сформировался только к 37-му году.


150-летние дубы

- После войны Лисавенко пригласили в Барнаул. Целые три зимы он искал, где разместить опытную станцию. И выбрал бор на горе.

В этих местах до революции были дачи богатых людей. Видимо, от них здесь осталось несколько огромных 150-летних дубов, которые до сих пор растут в нашем дендрарии.

Лисавенко эти дубы приметил - сообразил, что это ценное место. Нам он говорил: “Вы, ребята, стремитесь сохранить земли, особенно те, которые расположены внутри бора. Это теплые земли, которые защищены”. Это действительно было лучшее теплое место, где земляника ни при каких условиях не повреждалась. Завет сохранить не удалось - там, где раньше росла земляника, сегодня строятся многоэтажные дома…


Зарабатывали сами

- Раньше ни один сад не висел на плечах государства. Да, власти выделяли деньги, но они все возвращались урожаями, доходами. В середине шестидесятых этот процесс приобретал ускорение. Здесь был организован алтайский трест садоводства, в него переведены лесопитомники.

Когда в 1975 году мы увеличили объем производства посадочного материала до 6 млн. растений, то полностью закрыли потребности ягодников и облепихи Московской, Брянской, Воронежской областей и всего центра России. Мы ежегодно посылали туда до полутора миллионов саженцев. И в Венгрию посылали, и в Югославию. Это была мощная волна нашего успеха и денежных поступлений.

Другой прорыв случился в 1981 году, когда была признана работа по введению облепихи в культуру и 10 сотрудникам института выдали Госпремию СССР в области науки и техники.

Облепиха вообще особое достижение алтайских агрономов. Именно на Алтае ее впервые в мире ввели в культуру. В свое время объем ее производства доводили до миллиона саженцев в год. И долгое время только наши сорта могли быть высажены в советских садах. Только недавно стали появляться сорта из других регионов.


Борьба с алкоголизмом

- А потом произошел обвал. 1985 год нас сильно подрезал. В начале ноября ударили сорокоградусные морозы - все вымерзло. А потом полное самофинансирование, земли под сады выделять перестали.

Затем по нам ударила “горбачевская” борьба с алкоголизмом. До 1985 году мы производили до 500-530 тонн соков сброженных плодово-ягодных и спиртовых. Сдавали все это на винзавод “Крайпотребсоюза”, а там из соков готовили виноматериал и вино. Оно было недорогое... И тут приходит приказ все системы уничтожить. Когда опомнились, оказалось, что все это невозможно восстановить. Потому что даже десяток метров трубы из нержавейки для полива стоит столько, сколько на одном гектаре плодов и ягод не вырастает.

А выпускать новые виды продукции, например, натуральные соки, мы так и не научились.


Опыт для китайцев

- Мы в институте стараемся не просто выживать, а развиваться. Недавно выиграли грант по виноделию. Сейчас разрабатываем технологию производства натуральных вин с повышенной биологической активностью. Чтобы мы в эти вина добавляли натуральные витамины, которые получаем на основе переработки плодов и ягод.

Другое перспективное направление - машинный сбор урожая. В Кишиневе специально для нас собрали комбайн для сбора ягод. Он работает, но для успеха нам нужно новое поколение сортов специально для машинного сбора. Пока этому соответствует только один сорт облепихи - “Елизавета”. В 2002 году комбайн у нас впервые прошел по небольшому рядку и собранная облепиха оказалась абсолютно чистой. Даже китайцы, которые считали, что со своим количеством народа они способны все делать вручную, заинтересовались нашими наработками и собираются перенимать опыт.


Почему алтайские фрукты лучше?

- Наши фрукты полезнее южных, - говорит Станислав Хабаров. - Во-первых, в них накапливается большое количество биологически активных соединений. Это такие соединения, которые сам организм плодово-ягодных культур в себе продуцирует и стремится за счет них выжить в зимнюю пору. Но эти же самые функции передаются человеку, и он тоже чувствует себя прекрасно.

Во-вторых, здесь, в Сибири, всегда было меньше болезней и вредителей. Мы меньше применяем ядохимикаты, поэтому имеем более здоровые и чистые плоды. Фрукты, выращенные в бархатном южном климате, не формируют в себе никаких защитных соединений и кроме моносахаров ничего не накапливают. Для человека это сладковатая жидкость, которая дает вкус и более ничего. Эффект защиты она не дает. Хотя согласен, что у них фрукты вкуснее и красивее.


Чем гордится НИИ

Настоящий хит - сорт черной смородины “Голубка”, который был высажен от Дальнего Востока до западных границ СССР. В 46 краях и областях союза этот сорт был признан лучшим!

Сейчас облепиха сорта “Чуйская” признается очень прогрессивной - она урожайная и легко собираемая. Даже вручную за день с нее можно собрать 150-200 кг. Это очень большая цифра - со старых сортов собирали не больше 5-8 килограмм.


Хронология

1933 г. - Михаил Лисавенко при поддержке Мичурина организовал в г. Ойрот-Тура (ныне Горно-Алтайск) опорный пункт НИИ садоводства им. И.В. Мичурина.

1943 г. - опорный пункт преобразован в Алтайскую опытную станцию садоводства, которую до конца жизни возглавлял М.А. Лисавенко.

1949 г. - станция переведена в Барнаул. Здесь значительно увеличилась производственная база, были организованы новые отделы и лаборатории

1959 г. - открылась аспирантура.

1967 г. - Алтайской станции садоводства было присвоено имя М.А. Лисавенко. Станция награждена орденом Трудового Красного Знамени за создание и внедрение в производство высокопродуктивных сортов плодовых и ягодных культур, активное участие в развитии сибирского садоводства.

1973 г. - в соответствии с постановлением СМ РСФСР Алтайская опытная станция садоводства была реорганизована в НИИ садоводства Сибири, за которым было сохранено имя М.А. Лисавенко.

1979 г. - при институте открыт селекционный центр.

1987 г. - создано НПО “Сады Сибири”.

2006-2008 © Стильный сад
icq 513-8644, info@st-sad.ru


 Яндекс цитирования